kitv (kitv) wrote,
kitv
kitv

Памирский тракт | Мургаб - Кызыл-Арт, граница Киргизии


За Мургабом картина в целом меняется не значительно. Высокогорная долина, перевал, высокогорная долина, и так до самой Киргизии. Разве только граница теперь вдоль дороги не афганская, а китайская.


01.В Мургабе мы пересели в новую машину. Теперь нашего водителя-проводника зовут Жаникул (представился он мне как Женя). Приятный, общительный и обходительный в общении киргиз (с таджикским гражданством). В прошлом служил по контракту в пограничных войсках РФ, был депутатом районном масштаба, теперь же работает водителем на маршруте Мургаб-Ош. Одним словом, с ним было не менее интересно, чем и с Эргашем. Почему поменяли машину? По просьбе Эргаша собственно. Он объяснил это проблемами, с которыми неизменно сталкивается машина с таджикскими номерами на дорогах Киргизии (наша новая машина была с киргизскими номерами). Позже мы, увидели еще одну очевидную причину, но об этом я еще расскажу.


02. За Мургабом, населенных пунктов вдоль дороги, практически нет до самой границы.


03. Лишь изредка мы видели проселочные тропы к становищам чабанов, и второстепенную дорогу на пограничный поселок Рангкуль.


04. Ну и конечно же погранзаставы. При этом увы, чаще покинутые, нежели действующие.


05. Китайская граница - не чета афганской. Вдоль всей условной границы, с времен СССР протянут забор с колючей проволокой. Правда все это остатки былого прошлого (весьма любопытный факт, учитывая что граница СССР с Афганистаном никогда не была разделена забором с колючей проволокой). Сама граница расположена значительно дальше от забора, за горами, за холмами, и ее соответственно.


06. Между тем, мы поднимаемся на самый высокий перевал на нашем пути Ак-Байтал, высота 4655 метров.


07. Дорога здесь не простая. Как я уже рассказывал дорожные работы практически не ведутся даже зимой. Бывает что дорога не проходимая неделями, особенно в долинах, где сугробы достигают метровых высот.


08. В интернете легко найти зимние фотографии Памирского тракта. Без комментариев...

© Nub1an.livejournal.com

09. Одноименная гора Ак-Байтал находится еще выше 5102,6 метров над уровнем моря.


10.Немного поднимемся и мы, чтобы посмотреть на окрестности с высоты.


11. Внизу нашу машину видите?


12. В эту сторону мы сейчас поедем. Тяжело ли дышать? Тяжело. Еще тяжелее подниматься... )


13. Спустившись тысячи до 4000 метров, мы казалось достигли какого-то невероятно красивого, хотя и замерзшего озера.


14. Но на самом деле, это просто не растаявший снег в долине. Здесь же находятся развалины бывшей николаевской, дореволюционной заставы. Развалины, честно говоря, мало чем примечательные.


15. Советские таджикские заставы, тоже встречаются, вдалеке слева видете?


16. Поближе. Со слов Жаникула, в подобных заставах может служить до 10 человек, в очень не простых условиях. Заболеешь - помощь прийдет не скоро.


17. Забор условной китайская границы то удаляется от дороги, то наоборот в плотную приближается.


18. А мы опять поднимаемся на очередной перевал,


19. и спускаемся в очередную долину.


20. Встречный транспорт крайне редок. Фуры здесь уже не ездят, максимум десятитонные зилы, или военные уралы.


21.


22. Должен сказать что мы уже привыкли к горам, и особого восхищения они не вызывают.


23. Но все же, в этой части маршрута они отличаются от того, что мы видели раньше.


24. Приближаемся в величественному озеру Каракуль, расположенному на самой границе Таджикистана и Киргизии.


25. Высота 3900 метров, площадь зеркала почти 380 км2!


26. Глубина доходит до 236 метров! Обычно в мае озеро стоит уже безо льда, но в этом году, как я уже упоминал, весна задерживается не только в Москве... )


27. Дорога идет вдоль озера, огибая его.


28. Здесь расположено одноименное село (пожалуй единственное на тракте от Мургаба до границы), чуть в стороне от него заброшенная погранзастава.


29.


30. Ветра в горной котловине дуют серьезные, а учитывая высоту, еще и холодные, морозные.


31. Какая-то народная тропа в Китай... ) Шучу конечно. Но, Китай-то рядом, за горой.


32. Специфическое сочетание: Как будто песчаные барханы и снег.


33. По другую сторону все еще видно озеро Каракуль. Для оценки масштаба, мы объезжаем его где-то около получаса.


34. Некоторые ученые - геологи, изучающие котловину озера, диагностируют его происхождение как возможную астроблему. Можете себе представить размер космического тела, столкновение с которым, могло привести к такому масштабному? Впрочем, диаметр крупнейшего (из числа изученных) на земле кратера Vredefort в ЮАР, достигает 300 километров!


35. Между тем, мы начинаем подъем на перевал Кызыл-Арт, последний на территории Таджикистана.


36. Красноватые горы, со снежными пиками - это Заалайский хребет.


37. Высота перевала 4280 метров над уровнем моря.


38. Здесь мы прощаемся с Таджикистаном, Горным Бадахшаном, и по сути с Памиром.


Впереди нас ждет, простой пограничный переход на таджикский границе, чуть более сложный на киргизской стороне, и порядка 250 км по Киргизии, до самого Оша. Об этом я коротко расскажу в последней части памирской серии. А пока, пока! )

СОДЕРЖАНИЕ
Как по попасть на Памирский тракт? Зачем? И сколько это стоит?
Про Душанбе
Памирский тракт | Душанбе - Куляб
Памирский тракт | Калайхум - Хорог
Чем опасен Хорог?
Памирский тракт | Хорог - Ишкашим
Памирский тракт | Ваханский коридор
Памирский тракт | Лангар - Харгуш
Памирский тракт | Харгуш - Аличур
Памирский тракт | Аличур - Мургаб
Про Мургаб

Tags: Памир, Памирский тракт, ТАДЖИКИСТАН
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments