kitv (kitv) wrote,
kitv
kitv

Круглобайкальская железная дорога (КБЖД)

В августе 2009 года я полетел на Байкал. Прошел уже почти год, хочу немного рассказать о КБЖД, об Иркутске, об Ангаре.
Поделиться впечатлением – показать фото.

Круглобайкальская железная дорога (КБЖД)

Собственно КБЖД была построена в период 1899-1904 годов и использовался как часть Транссиба.
Спустя 50 лет, от Иркутска до Слюдянки была построена новая электрифицированная дорога,  а старый железнодорожный путь по берегу Ангары был затоплен водами Иркутского вдхр. В результате КБЖД - превратился в тупиковую ветку, потеряв свое стратегическое и экономическое значение. С тех по КБЖД по вольному расписанию ходит "Мотаня", - старенький тепловоз да пару общих вагонов, развозя редких жителей КБЖД, да доставляя продукты питания. А с 1982 года здесь появился организованный туризм.


(вдоль Ангары - протянулся ныне затопленный участок КБЖД, а жирным шрифтом выделен участок КБЖД - где катают туристов. Со Слюдянки в Порт Байкал или в обратном направлении.

Прокатиться по КБЖД можно несколькими известными мне путями:
1. Каждый день из Иркутска (и одновременно из Порта Байкал) ходит туристическая электричка "Круглобайкальский экспресс", с однодневной программой с остановками, с купанием на озере и т.д.
2. Второй известный мне вариант что называется "для гурманов"- "Байкальский круиз".Это 2-ух дневное путешествие на ретро-поезде с паровозом!

Я выбрал первый вариант, так как был ограничен по времени. Билеты покупал в Москве (звонил в Иркутск, и перечислял деньги по счету).
Здесь подробней www.krugobaikalka.ru/weekend/express.php


Круглобайкальский экспресс (КБЭ) отправляется железнодорожного  вокзала Иркутска. Своих ходом идет по Транссибу до станции Слюдянка. Где к нему цепляют маневровый тепловоз - и вперед на КБЖД


Наша Мотаня


Слюдянка - это крупная железнодорожная станция на Транссибе (110 км от Иркутска), на берегу Байкала. Город, сам по себе небольшой - 19 тысяч человек проживает.  Самая известная достопримечательность города - это его вокзал - построенный из не шлифованного байкальского мрамора.


Вокзал конечно красивый.




Стоянка КБЭ - около 20-ти минут. Но этого вполне достаточно чтобы посмотреть окрестности.


Транссиб в сторону Дальнего Востока. Ну а мы поедем в обратную сторону на КБЖД.

Первая остановка - на 149 км. Старая Ангасолка


Автоматические двери открываются и все туристы прыгают прямо на сыпь, а надо сказать что путешествующих было много. Причем туристов в чистом виде - мало, в основном иркутяне  с детьми, поскольку была суббота. Были иностранцы.


А места конечно здесь - удивительно красивые


Каменный арочный виадук "Ангасольский" через одноименною реку Ангасолку.




Старый и новый мост: красота и убожество


Куда-то вверх уходит Ангасолка


Байкал


Что там за поворотом?


на 152 км находится тоннель №39 "Киркидайский".


Сегодня он по прямому назначению не используется,


служит - памятником архитектуры.


Железная дорога тянется в обход тоннеля


КБЖД повторяет береговую линию Байкала на своем пути

Следующая остановка - на 123 км. на мысе Киркерей.

Два параллельных тоннеля, проведенных в разное время.


Первый построенный  в 1903 году вскоре в 1905 году был поврежден, а в 1913 - закрыт для движения


Когда был построен обходной тоннель "№18 Бис"


Памятная табличка. Любопытен факт использованного динамита, при строительстве первого тоннеля использовалось - 473 кг!
А при постройке второго тоннеля  - 17,4 тон!!!!  :blink:


КБЭ - трехклассный.  Первый класс расположен в первом, втором и последнем вагоне. Помимо предложенного питания отличается от иных более широким расположением сидячих мест в салоне. Питание по моему субъективному мнению - на твердую троечку. А в остальном - обычная электричка :) . Третий класс отличается от второго - салоном да отсутствием занавесок на окнах :). В третьем обычные "электричные" сидения известные каждому жителю СССР-СНГ и т.д. Во втором немного поудобнее сидячие места + телевизор, который всю дорогу крутит документальные фильмы об Байкале и КБЖД.


Главное - не то что внутри, а что вокруг :)


А вокруг Байкал - очень красиво.


Железнодорожное полотно постоянно извивается, что выглядывая в окно видно хвост...




Следующая остановка - 120 км. Станция (!) Маритуй - одна из самых крупных на участке.


Расположена она в широкой долине реки Маритуй.


Старый мост через р. Маритуй


и новый...


Здесь же расположен один из байкальских паровозов.
Здесь же ночует ретро-поезд "Байкальский круиз" о котором я упоминал ранее.

Далее небольшой переход в 11 км и самая длинная остановка на 109 км - "Половинный".

Здесь расположен самый длинный и совершенно прямой тоннель №12 - "Половинный" (778м)


Имперский шрифт: монументально и на века. И правда, империи уже нет, а указатель выглядит также монументально и на века!


Наш тепловоз - "Мотаня"


Если мне память не изменяет, остановка здесь около часа.
Удивительно уютное место с галечным пляжем, просто создано для того чтобы купаться :). Мы так и сделали.


А кто-то воспользовался местными услугами, катания на катамаранах


или лодках по Байкалу.


Как же замечательно,  прикупив местного пива "Ярославское", :)


смотря в чистые воды Байкала думать о чем-то своем... Может о вечном.




Но нам пора ехать дальше...


На 102 км. - одна из самых интересных остановок.
Здесь расположена защитная галерея с итальянской подпорной стенкой с арками и зубчатой стеной.


Туристы пасутся...


КБЭ высаживает здесь всех пассажиров, и около километра едет без туристов.


Которые в свою очередь пешком идут вдоль полотна впереди тепловоза


По разобранной но протоптанной колее сквозь тоннель


В долину реки Большой Шумихи


К одноименному поселку, и остановке - Шумиха


А вокруг очень быстро стала меняться погода, поднялся ветер и за какие-то считанные минуты нагнал тучи, и скрыл от нас солнце.


Но вокруг не стало хуже :), Все так же красиво побережье Байкала.


Медленно приближался наш экспресс, и вскоре мы все уже спрятались от сильного дождя в салоне поезда.

Шумиха - последняя остановка КБЭ. Следующая остановка - конечная Порт Байкал.

Порт Байкал расположен на 72 км КБЖД (5260 км от Москвы)
Пассажирское здание вокзала в 1904-1905 гг.


А это - один из действующих паровозов, который обслуживает ретро-поезд.

До 1905 года поезда ходили до ст. Байкал, а дальше переправлялись на пароме-ледоколе до ст. Мысовой, а от нее следовали на восток. Для этих целей в Англии 1890гг. были построены и использовались на Байкале легендарный паром-ледокол "Байкал" и ледокол "Ангара".


Огромный, на 1890 год, год- постройки второй в мире по размерам и грузоподъемности ледокол!
88,4 м. длинна,  15,5 ширина,  водоизмещении 4200 тон. Каюты для 200 пассажиров. На трех железнодорожных путях парома размещалось 25 двухосных вагонов с грузом и паровоз! Паром обслуживало 200 человек Расстояние от Порта Байкал до ст Мысовой паром преодолевал за 4,5 часа!
Скорость его достигала 22 км/час. Он мог взламывать  1,5-метровый лед. Увы, погибло судно в роковом 1918 году.


Ну а мы направлялись на теплоход Бабушкин, который должен был переправить нас по Байкалу через исток Ангары в поселок Листвянку, где почти всех пассажиров ждали туристические автобусы в Иркутск.


:)


Tags: Байкал, Иркутск, Круглобайкальская ЖД, железнодорожный транспорт, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments