kitv (kitv) wrote,
kitv
kitv

Енисейские пассажирские теплоходы


Пассажирскими перевозками на Енисее занимается компания ПасажирРечТранс, оперирующая на сегодняшний день семью судами построенными в середине 50-х годов XX века. Правда на пассажирской линии работает всего 3-4, в зависимости от навигации, остальные используются в качестве гостиниц, и речного вокзала  в Красноярске.
Несмотря на достаточно солидный возраст теплоходы находятся в хорошем состоянии. Этому есть несколько причин. Короткая навигация ( с 1 июня по 15 октября), остальное время теплоход обслуживается в затоне, готовясь к новой навигации.  Суда находятся в федеральной собственности, учитывая значение транспортной линии - обслуживание судов дотируется из госбюджета. Кроме того, других пассажирских судов на Енисее просто нет, трудно представить себе жизнь многочисленных сел, поселков да и городов Севера без обслуживания теплоходами. Наконец, стоит отметить особое, бережное отношение самих енисейских речников, они влюблены в свою работу, в свои теплоходы.

01.
Самые известные енисейские теплоходы, - два брата близнеца, 588 проекта "В. Чкалов" и "А.Матросов". Оба судна построены в Германии в 1954 году,  в том же году поступили на Енисей, и с 1954 года работают на линии Красноярск-Дудинка, с некоторыми вариациями (Красноярск -Диксон например). Из всех енисейских судов на сегодняшний день - эти самые большие, самые удобные, и наверное самые комфортные. 

02.
Дизельэлектроход "М.Ю.Лермонтов" - единственное судно своего проекта (785 проект, 1958 год постройки) на Енисее которое "на ходу". Он тоже работает на линии Красноярск-Дудинка.

03.
Однотипный "М.Ю.Лермонтову", "Композитор Прокофьев", списан, и используется как дебаркадер и речной вокзал в Красноярске. На нам раньше была расположена касса.
Еще несколько судов 785 проекта - "Михаил Годенко" и "Иполитов-Иванов"  используются в качестве гостиниц в Красноярске.

04.
Наконец "Професор Близняк" 646 проекта 1954 года,  - до 2010 года работал на пассажирской линии Красноярск - Дудинка - Караул. К сожалению, не знаю работает ли судно сегодня?
Вот и все. Больше крупных  пассажирских судов на Енисее нет.

05.
Почти 2 000 км преодолевают суда за 86 часов вниз по течению реки по направлению к Дудинке и 128 часа - против течения по направлению к Красноярску.  Выходя из Красноярска  В.Чкалов вернется в Красноярск сделав полный оборот через 10 дней, пройдя за это время 3 968 км.
Расписание в навигацию 2011 года - www.prt24.ru/images/stories/raspisanie.jpg

06.
Прогуляемся внутри теплохода В.Чкалов.
Теплоход трехпалубный, на шлюпочной палубе, самой верхней, расположены одноместные каюты первого класса,  два люкса, и верхний ресторан.  На стенах много исторических фотографий, повествующих о истории теплохода.

07.
Коридор шлюпочной палубы

08.
Средняя палуба - более демократичная, здесь расположены двухместные каюты первого и второго класса, четырехместные каюты второго класса. Чем отличаются каюты первого и второго класса? Да практически ничем, разве что расположением койко-мест.
Здесь же на средней и главной палубе часто между промежуточными остановками размещаются палубные пассажиры.  Как? да кто где найдет место, на диванчиках, или на баулах, или просто постелив матрасы на полу. В нашем рейсе были палубные пассажиры, которые сели в Енисейске и шли до Игарки таким образом.
Здесь же находятся по проекту музыкальный и читальный салоны, которые сегодня к сожалению используются по другому назначению, особенно при движении в сторону Дудинки - как грузовые помещения. То есть там аккуратно, размещаются сумки пассажиров, или ящики со сникерсами заказчиков из Туруханска или Игарки...

09.
А вот и типичная двухместная каюта первого класса, расположенная в носу средней палубы. Sorry за бардак )).
Несмотря на аскетичные виды, здесь довольно уютно. Из удобств - умывальник. Туалеты и душ - общие в корридах на всех палубах. 
В душ доступ платный, порядка 10 руб. ))
Да, розеток в каютах нет. Есть в коридорах, так что берите с собой удлинитель.  

10.
Коридор средней палубы. Фото uritsk 

11.
Коридоры часто используются для хранения крупногабаритных грузов пассажиров. Фото uritsk 

13.
Палубы, также как и коридоры - загружены крупногабаритным грузом. В нашем случае - фрукты, мебель, холодильник и т.д.

14.
В нашем рейсе загрузка палуб была сравнительно небольшая. В конце лета, в пик загрузки линии при движении на север - судно загружено куда серьезнее. 
На главной палубе расположены четырехместные каюты второго класса, нижний ресторан - где мы питались, буфет, где можно купить поесть и все самое необходимое в быту на судне. В кормовой части - каюты экипажа.
Наконец на нижней палубе (там где иллюминаторы выглядывают) - четырёхместные каюты  третьего класса и каюты экипажа.

15.
Доступ пассажирам открыт практически везде кроме отсеков экипажа, рубки и машинного отделения.

16.
В комовой части шлюпочной палубы у В.Чкалова отсутствует типичный для 588 проекта  - кинозал.

17.
Вместо кинозала, - приятная открытая площадка - солярий. В 90-х эта площадка активно использовалась для перевозки автомобилей на север. Надеюсь те лихие времена прошли и больше никогда не вернутся. Летом, здесь изредка размещаются палубные пассажиры, - туристы которые прямо на палубе ставят палатку и в ней живут.  Романтики блин...

18.

19.
Питание в ресторане  В.Чкалова в нашем рейсе было хорошее, вкусно, сытно и недорого.
Ну вот, как-то так.
Наконец о тарифах в 2011 году Вы можете посмотреть здесь - www.prt24.ru/index.php

20.
В низовьях Енисея, - на подходе к Дудинке.Вид из капитанского мостика.

21.
Прогуляемся в рубку.

22.
Комсостав теплохода - очень доброжелателен и к туристам крайне расположен. Приглашают и в рубку и в машинное отделение. С удовольствием рассказывают о реке об истории судоходства. 

23.
Рабочая обстановка. В рейсе теплоход крайне жестко привязан к расписанию. Любые заметные задержки - сказываются на последующих рейсах. В процессе бункеровки еще в Лесосибирске мы задержались на пару часов из технической проблемы соединения  бункеровщика с теплоходом. Нагнать эти часы и войти в расписание мы так до конца рейса и не смогли.

24.
Кроме того, погодные условия тоже влияют на график.
В первых рейсах на переходе Игарка - Дудинка  часто встречается колотый лед, плавающие льды и т.д. 
Бывают шторма, бывают серьезные шторма.

В 60-70-е годы эти суда ходили до Арктического Диксона. Один из капитанов В.Чкалова - Иван Антонович Булава, в своей книге "Флотская судьба" очень красочно описывает момент когда в Енисейском заливе в Арктике В.Чкалов попал в 6-7 бальный шторм.
Вот небольшой отрывок из его книги:

Приходилось и мне в этом районе попадать, что называется, в переплет, когда я уже был капитаном теплохода «В. Чкалов». Однажды при подходе к Сопочной Карге мы получили уточненный прогноз погоды, а затем — штормовое предупреждение об усилении ветра с северо-запада до 6 — 7 баллов. Это для нас было много, и следовало принять меры безопасности. Я пригласил главного механика Эльфрида Иосифовича Скрыча и старшего помощника Геннадия Коротких. Спрашиваю:

— Что будем делать? Главный механик отвечает:

— Надо идти!

— А шторм?

— Может, его не будет! Посмотри, море-то спокойное. С какими глазами ты повезешь туристов обратно!?

— А кто нам позволит рисковать людьми?! — возразил я.

Помолчав, он сказал:

— Решать тебе, ты — капитан.

Еще раз начали внимательно анализировать обстановку. По прогнозу, усиление ветра ожидалось часа через три, за это время мы смогли бы выйти и укрыться у острова Сибирякова. «Хорошо, — думал я, — проскочим мы до Диксона, а дальше что делать, если задует на сутки и капитан порта не выпустит нас из Диксона?» Сорвутся все «зеленые стоянки» или опоздаем на самолет, а у каждого туриста авиабилеты уже на руках. Тогда я решил посоветоваться со старшими групп, на которые были разбиты туристы для удобства проведения экскурсий. Все собрались на капитанский мостик. Я обрисовал обстановку и проинформировал, чем это может кончится. Дал время на раздумье — 30 минут.

Через 30 минут собрались снова. Общее мнение было: идти на Диксон. Я согласился. Был объявлен аврал — все крепить по-штормовому, задраить наглухо иллюминаторы на нижней палубе, в машинно-котельном отделении. Балластные танки запрессовали в полном объеме, чтобы увеличить остойчивость судна.

Погода стала быстро ухудшаться. Барометр стремительно падал. На западе и северо-западе появились рваные, вытянутые облака. Когда подходили к острову Берн, северо-западный ветер усилился до четырех баллов. С моря шли длинные волны, высотой до двух метров. Теплоход тяжело переваливался с борта на борт при незначительной килевой качке. Сбавив ход до среднего, удерживая судно против ветра — левой скулой 35 — 40 градусов к его направлению, мы дрейфовали в сторону бухты Диксон.

В это время с северо-запада на Дудинку шел контейнеровоз «Петровский» водоизмещением около 15 тысяч тонн. Я вызвал его на связь и попросил капитана прикрыть нас от волны, чтобы дать нам возможность повернуть на 120 градусов вправо и лечь на Скуратове-кие створы. Он подтвердил опасность нашего маневра — лечь на время вдоль волны без прикрытия — и согласился помочь. Контейнеровоз сделал вокруг нас плавный поворот, и под его защитой мы безопасно для себя легли на новый курс и зашли в бухту Диксон.

Как я и предполагал, капитан «Петровского» сообщил в Службу безопасности мореплавания, что он оказывал помощь теплоходу «В. Чкалов», который шел с туристами на Диксон. По итогам навигации этот случай вырос в Министерстве речного флота до настоящего скандала. По отношению к судам Енисейского пароходства, которые регулярно работали на линии Дудинка — Диксон, был принят ряд ограничительных мер.

На этот раз по расписанию в Диксоне предполагалась шестичасовая стоянка. Снежные заряды с порывами ветра доходили до восьми баллов. Продлив стоянку на два часа, капитан морского порта Владимир Михайлович Еломенко скрепя сердце разрешил нам отход, но порекомендовал идти Лемберовскими створами, что позволяло уйти от открытого моря, — следуя между островом Берн и северной оконечностью острова Сибирякова, выйти южнее миль на 30. Однако из-за шквалистого ветра и крутой волны мы вынуждены были примерно около двух с половиной часов держать курс на запад и уже потом, подставляя правую скулу теплохода под ветер, дрейфовать на юг со скоростью около 4,5 узла (это чуть более восьми километров в час). И только укрывшись за островом Сибирякова, легли на свой курс.

Волна круто обгоняла теплоход. Когда очередной вал накатывался на корму, на мостике чувствовалась вибрация и двигатели испытывали чуть ли не двойную нагрузку. Как только волна уходила к носу судна, винты выныривали почти наполовину и двигатели с облегчением набирали обороты. Редко кто из туристов появлялся на палубах, почти всех сразила морская болезнь.

В этом рейсе с нами был Володар Антонович Циванюк, начальник Енисейской инспекции Регистра. Надо полагать, он здорово испугался, наблюдая за столь бурными событиями. Но об этом я узнал позже, когда В. А. Циванюк обратился с докладной на имя министра; в своем обращении он предлагал запретить теплоходу «В. Чкалов», «А. Матросов», «Профессор Близняк» ходить до Диксона. А в то время, когда мы вошли в Енисей и все страхи остались позади, он поднялся на мостик и спросил:

— Иван Антонович, вы слушали на гитаре «Красноярский вальс»? Хотите, сыграю?!

И он виртуозно, с большим воодушевлением сыграл для меня «Красноярский вальс».

Более полно ознакомиться с творчеством И.А.Булава можно в библиотеке известного путешественника и речного энтузиаста Александра Соснина  asosnin  по адресу library.riverships.ru/Books/Bulava/index.htm  Приятного чтения.

25.
Ну а мы напоследок, спустимся в машинное отделение.  Судно оборудовано тремя двигателями.

26.
Энергетическая установка мощностью 1200 л.с. с тремя гребными валами обеспечивает скорость судну до 25 км/час

27.
Механики на вахте

28.
Помимо транспортной линии, А.Матросов  и В.Чкалов изредка выполняют круизные рейсы. В последнее время - это довольно редкое явление, но все же бывает. В круизном рейсе - остановки продолжительнее, и в более интересных местах. Например Курейка (заброшенный поселок на полярном круге) - место ссылки И.В.Сталина, где в известные времена был построен великолепный музей Сталина. Или поселок  Ермаково  - енисейская столица знаменитой стройки №503.
Выполняются и рейсы выходного дня, когда теплоход доходит до Осиновской системы и возвращается назад.

29.
Ну вот пожалуй и все. Так здорово путешествовать!

Завтра Игарка и Дудинка.

1. ГОЛУБОЙ МЕРИДИАН 
2. КАЗАЧИНСКИЙ ПОРОГ
3. СИБИРСКИЕ СЕЛА
4. КОРАБЛЬ И БАРОЧКА
5. ТУРУХАНСК
6. ЕНИСЕЙСКИЕ РЕЧНЫЕ ТЕПЛОХОДЫ
7. ИГАРКА
8. НИЗОВЬЯ ЕНИСЕЯ, СЕЛО ПОТАПОВО
9. ДУДИНКА
10. ЕНИСЕЙСКИЕ ПОРТРЕТЫ
Tags: Енисей, теплоход А.Матросов, теплоход В.Чкалов, теплоходы, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments