kitv (kitv) wrote,
kitv
kitv

Белградский музей воздухоплавания


Я давно слышал о том, что рядом с Белградским аэропортом расположен авиационный музей. Но только сейчас, по прилету из Македонии, решил заглянуть ненадолго, и посмотреть что да как.  


01. Расположен он буквально в пятистах метрах от выхода из терминала (держитесь левее по выходу, или посмотрите расположение в google например). 


02. Основан в 1957 году, хотя в это чудное здание перебрался спустя 31 год в 1989 году.  В музее представлено более 200 ранее эксплуатируемых ВВС Югославии, Сербии и некторых других стран, самолетов и вертолетов. Есть несколько объектов гражданской авиации. В летний период работает с 9:00 до 18:30. Стоимость входа для взрослого составляет 500 динар (около 240 руб). 


03. Почти за 60 лет существования музей собрал богатую коллекцию планеров, вертолетов и самолетов, а также двигателей, вооружения и прочих авиационных атрибутов. Обо всем не расскажешь, но кое о чем я расскажу. Югославский двухместный самолет довоенной постройки Fizir FN. Первый полет совершил в 1929 году. Использовался в основном в качестве учебного самолета для пилотов Королевских ВВС Югославии. Летали до 1950-го года.


04. Рядом стоит узнаваемый облик немецкого Мсессершмитта, в данном случае Королевских ВВС Югославии. Да-да, перед войной немцы экспортировали свои самолеты в другие страны мира. Так, в период с 1939 по 1940 в Югославию было поставлено около 80 экземпляров, и использовались они вплоть до 1954 года.


05. А вот британцы свои истребители Spitfare отказались ставить в довоенную Югославию, и только с 1944 года югославские летчики полетали на этих боевых птичках.  

06. Естественно в музее много фотографий. Как правило все продублировано на английский язык, да и сербский вполне доступен для понимания.


07. Есть в музее и советская техника, и ее довольно много. Фронтовые истребители Як-3 начали поступать в Югославию в конце 1944 года.

08. А это уже американский послевоенный истребитель F86 "собака" В 1961 году Югославия закупает 130 таких машин. Причем из 130 закупленных, 30 были сразу разобраны, на запасные детали для остальных 100. Такие времена были... )  


09. В том же 1961 году в Югославии по лицензии строится первый вертолет Soko S55, который был абсолютной копией американского Sikorsky S55.


10.  Помимо основного транспортного назначения, были образцы и противолодочной специализации, с возможности посадки на водную поверхность. Использовались эти машины до 1974 года.


11. Советский легендарный МиГ 21Ф "Балалайка". 


12. Многие-многие годы этот тип истребителя был основной ударной силой Югославских ВВС.


13. Пока на смену ему не пришел не менее легендарный J22 югославско-румынской разработки.


14. "Орел". Производились в период с 1978 по 1992 годы на заводе Соко в городе Монстар, что в Боснии и Герцеговине.   


15. Основа ВВС Сербии в период югославских войн 90-х. Между прочим, есть мнение что самолет и сегодня используется ВВС Сербии.  


16. На втором уровне музейного здания, помимо многочисленных планеров, самолетов и различных авиационных деталей,


17. буквально висят в воздухе два транспортных вертолета: Westland  WS-51, так называемая "Стрекоза", европейский аналог американского Sikorsky S-51 


18. и многоцелевой советский Ми-2. Красавчик. 


19. Попался на глаза любопытный уголок со стендами истории развития югославской гражданской авиации, а именно компании JAT (Jугословенски АероTранспорт).  


20. Здесь много деталей. Та флот JAT в 1957 году состоял из 12 Douglas DC-3 (на фото в правом верхнем углу), 4 Convair CV-440 (по центру вверху) и 6 Ил-14 (в нижнем правом углу). Всего 22 самолета. А география полетов от Лондона до Каира.


21. В 1977 году, помимо Европейских столиц, советских Москвы, Киева и Ленинграда, самолеты JAT летают в Нью-Йорк, Сингапур, и даже в Сидней! Флот в том же году состоял из Douglas DC-9,  Boeing 727 и 707.


22. На улице стоит техника помасштабнее. Немецкий пассажирский самолет Юнкерс JU-52.  


23. Годы производства этих старичков 1931-1952. И начиная с 1947 по 1950 эти самолеты использовались на регулярных линиях JAT,


24. Пока на смену не пришел советский пассажирский Ил-14 - один из основных магистральных самолетов JAT с 1950 по 1960-е годы.


25. Военно транспортный Douglas С-47 "skytrain" (небесный поезд).


26. Редкий сегодня экземпляр французской Sud Aviation Caravelle 210 SE, далекий предшественник airbus.


27. Впервые поднялся в воздух 1955. В составе флота JAT с 1963 по 1976. С аналогичным самолетом связана и трагическая страница из истории JAT, - катастрофа близ Подгорицы в 1973 году, - тогда погибли все находящиеся на борту, 41 человек. 


28. Кстати, это первый в мире пассажирский самолет с хвостовым расположением двигателей.


29. Советский транспортно-десантный вертолет Ми-4 "Гончая" (он же на заглавном фото). 25 таких машин летали в Югославских ВВС с 1960 по 1976 годы.


30. На смену пришел советский же, экспортный корабельный вертолет, многоцелевого использования Ка-28.


31. Ну и самый массовый в мире вертолет Ми-8, судя по красному кресту на борту, медицинской модификации. 


32. А на задворках музея целый воздушный полк. ) 


33. Ну вот и все. У музея есть свой официальный сайт, где можно посмотреть и другие экспонаты, которых я не показал. Ну а я решаю съездить в Белград и провести там вечер, перед поздним вылетом в Москву.

Знаете как добраться из аэропорта быстро и за 150 динар (70 руб)? Автобусом-экспрессом, который ходит от терминала прилета до центра Белграда.)

Tags: Белград, СЕРБИЯ, авиа, музей, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments