kitv (kitv) wrote,
kitv
kitv

Белградский музей воздухоплавания


Я давно слышал о том, что рядом с Белградским аэропортом расположен авиационный музей. Но только сейчас, по прилету из Македонии, решил заглянуть ненадолго, и посмотреть что да как.  


01. Расположен он буквально в пятистах метрах от выхода из терминала (держитесь левее по выходу, или посмотрите расположение в google например). 


02. Основан в 1957 году, хотя в это чудное здание перебрался спустя 31 год в 1989 году.  В музее представлено более 200 ранее эксплуатируемых ВВС Югославии, Сербии и некторых других стран, самолетов и вертолетов. Есть несколько объектов гражданской авиации. В летний период работает с 9:00 до 18:30. Стоимость входа для взрослого составляет 500 динар (около 240 руб). 


03. Почти за 60 лет существования музей собрал богатую коллекцию планеров, вертолетов и самолетов, а также двигателей, вооружения и прочих авиационных атрибутов. Обо всем не расскажешь, но кое о чем я расскажу. Югославский двухместный самолет довоенной постройки Fizir FN. Первый полет совершил в 1929 году. Использовался в основном в качестве учебного самолета для пилотов Королевских ВВС Югославии. Летали до 1950-го года.


04. Рядом стоит узнаваемый облик немецкого Мсессершмитта, в данном случае Королевских ВВС Югославии. Да-да, перед войной немцы экспортировали свои самолеты в другие страны мира. Так, в период с 1939 по 1940 в Югославию было поставлено около 80 экземпляров, и использовались они вплоть до 1954 года.


05. А вот британцы свои истребители Spitfare отказались ставить в довоенную Югославию, и только с 1944 года югославские летчики полетали на этих боевых птичках.  

06. Естественно в музее много фотографий. Как правило все продублировано на английский язык, да и сербский вполне доступен для понимания.


07. Есть в музее и советская техника, и ее довольно много. Фронтовые истребители Як-3 начали поступать в Югославию в конце 1944 года.

08. А это уже американский послевоенный истребитель F86 "собака" В 1961 году Югославия закупает 130 таких машин. Причем из 130 закупленных, 30 были сразу разобраны, на запасные детали для остальных 100. Такие времена были... )  


09. В том же 1961 году в Югославии по лицензии строится первый вертолет Soko S55, который был абсолютной копией американского Sikorsky S55.


10.  Помимо основного транспортного назначения, были образцы и противолодочной специализации, с возможности посадки на водную поверхность. Использовались эти машины до 1974 года.


11. Советский легендарный МиГ 21Ф "Балалайка". 


12. Многие-многие годы этот тип истребителя был основной ударной силой Югославских ВВС.


13. Пока на смену ему не пришел не менее легендарный J22 югославско-румынской разработки.


14. "Орел". Производились в период с 1978 по 1992 годы на заводе Соко в городе Монстар, что в Боснии и Герцеговине.   


15. Основа ВВС Сербии в период югославских войн 90-х. Между прочим, есть мнение что самолет и сегодня используется ВВС Сербии.  


16. На втором уровне музейного здания, помимо многочисленных планеров, самолетов и различных авиационных деталей,


17. буквально висят в воздухе два транспортных вертолета: Westland  WS-51, так называемая "Стрекоза", европейский аналог американского Sikorsky S-51 


18. и многоцелевой советский Ми-2. Красавчик. 


19. Попался на глаза любопытный уголок со стендами истории развития югославской гражданской авиации, а именно компании JAT (Jугословенски АероTранспорт).  


20. Здесь много деталей. Та флот JAT в 1957 году состоял из 12 Douglas DC-3 (на фото в правом верхнем углу), 4 Convair CV-440 (по центру вверху) и 6 Ил-14 (в нижнем правом углу). Всего 22 самолета. А география полетов от Лондона до Каира.


21. В 1977 году, помимо Европейских столиц, советских Москвы, Киева и Ленинграда, самолеты JAT летают в Нью-Йорк, Сингапур, и даже в Сидней! Флот в том же году состоял из Douglas DC-9,  Boeing 727 и 707.


22. На улице стоит техника помасштабнее. Немецкий пассажирский самолет Юнкерс JU-52.  


23. Годы производства этих старичков 1931-1952. И начиная с 1947 по 1950 эти самолеты использовались на регулярных линиях JAT,


24. Пока на смену не пришел советский пассажирский Ил-14 - один из основных магистральных самолетов JAT с 1950 по 1960-е годы.


25. Военно транспортный Douglas С-47 "skytrain" (небесный поезд).


26. Редкий сегодня экземпляр французской Sud Aviation Caravelle 210 SE, далекий предшественник airbus.


27. Впервые поднялся в воздух 1955. В составе флота JAT с 1963 по 1976. С аналогичным самолетом связана и трагическая страница из истории JAT, - катастрофа близ Подгорицы в 1973 году, - тогда погибли все находящиеся на борту, 41 человек. 


28. Кстати, это первый в мире пассажирский самолет с хвостовым расположением двигателей.


29. Советский транспортно-десантный вертолет Ми-4 "Гончая" (он же на заглавном фото). 25 таких машин летали в Югославских ВВС с 1960 по 1976 годы.


30. На смену пришел советский же, экспортный корабельный вертолет, многоцелевого использования Ка-28.


31. Ну и самый массовый в мире вертолет Ми-8, судя по красному кресту на борту, медицинской модификации. 


32. А на задворках музея целый воздушный полк. ) 


33. Ну вот и все. У музея есть свой официальный сайт, где можно посмотреть и другие экспонаты, которых я не показал. Ну а я решаю съездить в Белград и провести там вечер, перед поздним вылетом в Москву.

Знаете как добраться из аэропорта быстро и за 150 динар (70 руб)? Автобусом-экспрессом, который ходит от терминала прилета до центра Белграда.)

Tags: Белград, СЕРБИЯ, авиа, музей, транспорт
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments