kitv (kitv) wrote,
kitv
kitv

Category:

По Енисею в 2019 году: Четырехсотлетний Енисейск

000 KJA_4918.jpg
Правильнее было бы назвать этот пост ночной Енисейск, ибо дело было поздней ночью. Теплоход при движении вниз, на север, в искомый город приходит к 23:30. При этом транспортная линия на Енисее, имеет четкую понятную задачу: доставить пассажира из точки А в точку Б. Поэтому здесь очень и очень жесткий график. На стоянку в Енисейске отведено всего полчаса. Однако и за это время мы успеваем достаточно бегло осмотреть историческую часть города накануне празднования четырехсотлетия.


Начало рассказа:
Окрестности Красноярска
Казачинский порог

01. К слову, одиннадцать лет назад, в виду опоздания теплохода, стоянка в Енисейске была сокращена всего до 10-15 минут. Пассажиры вышли и еще больше подсело на борт, и вперед на север. К тому же с борта теплохода смотреть было не на что. Темнота да и только.
001 IMG_5172.jpg

02. Теперь, совсем другое дело. Вид с реки на старинный город витринно отремонтировали, подсветили. Сделали яркую набережную. И потому, несмотря на поздний час, в городе много прогуливающихся горожан встречающих очередной рейс теплохода.
002 IMG_5182.jpg

Почти все фото этого поста сделаны на телефон, так что не обессудьте.

Итак, город Енисейск был основан в 1619 году, в качестве Тунгусского острога. Очень скоро острог превратился в административный и экономический центр всей Восточной Сибири. Отсюда происходило движение русских землепроходцев на юг и дальше на восток Сибири. Достаточно будет упомянуть, что такие города как Красноярск, Иркутск, Нерчинск, Братск и прочие были основаны енисейскими казаками. Через Енисейск проходили маршруты экспедиций Семена Дежнева, Ерофея Хабарова, Витуса Беринга, и других известных на весь мир товарищей. Уже к середине XVII века население насчитывало до 3000 человек. В городе работало более 20 фабрик и заводов. Годовой товарооборот енисейского рынка (основной вид деятельности которого поначалу заключался в добыче пушнины) достигал 60 000 руб! Для сравнения постройка небольшого дома в Москве во времена правления Алексея Михайловича (1645-1676) стоила порядка 10 рублей; Хлеб стоил - 1 копейку за килограмм; Корова - 2 рубля. Самый высокий фиксированный доход (оклад) был у бояр - достигал 100 руб а месяц (это без учета доходов от поместий и крестьян). Так что 60 тысяч тогдашних рублей - это круто! ) Отсюда и быстрый рост населения Енисейска, стремительный рост доходов города, и его влияния среди Сибирских городов тех дней.

03. Центральная улица города, называется само-собой в честь Ленина, в прошлом Большая.
003 IMG_5183.jpg

04. Я так понимаю, что вся улица в прошлом представляла собой променад из магазинов и торговых центров. Например этот дом и лавка купца Захарова, торгово-жилая усадьба 1860-1870 годов постройки. На первом этаже - лавка, на втором - жилой дом купца. За фасадным зданием располагались амбары, конюшня и прочие приусадебные постройки. И так устроены почти все дома на улице.
004 IMG_5184.jpg

05. Чуть поодаль дом с магазином Хнюнина и Коновалова. Довольно любопытное соседство собственников: Священника Воскресенской церкви Хнюнина и купца Коновалова.
005 IMG_5185.jpg

06. Жилой дом, хотя все же нежилой. )
006 IMG_5187.jpg

07. Так уж вышло, что наша короткая стоянка в Енисейске была аккурат накануне празднования четырехсотлетия города. Кругом монтировались уличные сцены, ожидались многочисленные гости, в глазах двоилось от отрядов МЧС и Росгвардии.
007 IMG_5189.jpg

08. После строительства Московско-Иркутского тракта и Транссибирской магистрали, которые прошли южнее на 350 километров через Красноярск, Енисейск стал быстро терять накопленное столетиями влияние и богатство, превратившись окончательно в удаленный провинциальный городишко.
008 IMG_5188.jpg

09. С богатейшей историей и красивой архитектурой. Дом Савельева, в котором на момент постройки в 1860 году располагались торговый дом купца Трифона Савельева и жилой второй этаж в котором он и жил со своей семьей. Конечно после прихода советской власти, все эти дома были конфискованы у владельцев, и переданы ведомствам, в частности в этом здании многие годы был городской ЗАГС и Библиотека.
009 IMG_5190.jpg

10. Усадьба купца Алексея Бородкина, 1909 года постройки. Если я не ошибаюсь, построенная в модном для начала XX века стиле модерн.
010 IMG_5191.jpg

11. Дом купца первой гильдии Федора Дементьева, 1837 года постройки. Кстати говоря, в середине XVIII века (период максимального расцвета) в Енисейске насчитывалось по меньшей мере 143 купца первой гильдии, и по некоторым данным до 1200 (как-то с трудом верится) купцов второй гильдии.
012 IMG_5193.jpg

12. Учитывая ограниченность по времени, мы успели пробежать по улице Ленина, и даже немного заглянуть в глубь города. Должен признать, что такой яркой и внешне восстановленной улицы в городе больше мы не увидели. То ли их нет, то ли они не освещены. Даже крупнейший Спасо-Преображенский собор утопал в темноте и в глубине городских построек.
011 IMG_5192.jpg

13. Наверное днем город выглядит иначе, вероятно богаче и наряднее. Впрочем, допускаю что где-нибудь на окраинах встречаются заброшенные, покосившиеся и давно заросшие избы. В этом тоже есть некое притяжение.
Попробую резюмировать свои краткие впечатления. Енисейск - это город, вектор развития которого обращен в прошлое, точнее в сохранение богатой истории "Отца сибирских городов", так по крайней мере его позиционируют местные краеведы. Зачем туристу ехать в Енисейск? Нашел достаточно подробную статью, а также существует туристический сайт посвященный городу в канун 400-летия, если интересно рекомендую заглянуть, там много исторических фото.
013 IMG_5194.jpg

14. А тем временем, теплоход готовиться к отплытию. Кажется даже погудел, несмотря на поздний час.
015 IMG_5197.jpg

15. На борт подсело значительное количество пассажиров, вероятно сказывается близость железнодорожной станции в Лесосибирске (примерно в 50 км от пристани), и собственно автомобильная дорога, по которой из Красноярска в Енисейск ходит автобус. Многие пассажиры (не туристы) предпочитают не терять время (16,5 часов светлого времени суток), да и стоимость кают из Енисейска заметно ниже.
016 IMG_5203.jpg

16. Прощаемся с Енисейском, с ярко освещенным восстановленным Богоявленским собором (1730-1750), и берем курс на север.
017 KJA_4914.jpg

17. Дальше автомобильных дорог по Енисею нет, средство доставки пассажиров и грузов, только по реке. Изредка авиация, санавиация. В Норильске, Туруханске и Игарке есть аэропорты, правда я не уверен что в Игарку и Туруханск существуют регулярные рейсы даже из Красноярска. Зимой, когда станет лед на реке, запускается зимник, по которому доставляются грузы и пассажиры, но это скорее "дорога жизни", а не приключений. Так что все самое интересное впереди!
018a KJA_4920.jpg
Tags: Енисей, Енисейск, Красноярский Край, круиз по Енисею, транспортная линия Красноярск-Дудинка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Квебекский мегаполис, продолжение рассказа о Монреале в картинках

    Сегодня, когда я пишу эти строки, в Монреале давно уже лежит снег. Дело было в октябре, сейчас уже декабрь. Как быстро летит время, с ума сойти.…

  • Про Монреаль

    Монреаль - красивое название для города, звучное. Я давно хотел здесь побывать, но вот спроси меня почему, и не отвечу сразу. Не знаю. Может потому…

  • Путь в двадцать пять часов

    Канада стала моей девяностой посещенной страной мира. Путь сюда был не близок в прямом и в переносном смыслах. Впервые я засобирался сюда в 2013…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments