kitv (kitv) wrote,
kitv
kitv

Москва железнодорожная. Часть I, паровозная


Разумеется Вы слышали о железнодорожном музее на Рижском вокзале в Москве! И скорее всего бывали здесь. Бывал и я правда достаточно давно, так что пришло время оживить впечатления. А если Вы здесь никогда не были, то я расскажу Вам подробно об его экспонатах! Формально, выставочная площадка называется музеем железнодорожной техники московской железной дороги. Сегодня здесь расположено более 70-ти крупных объектов железнодорожной техники.


01. У самого входа стоит легендарная "овечка", или паровоз серии О (в) "основной грузовой паровоз". С 1897 по 1929 годы было построено 9120 (!) паровозов различной модификации. Эта серия эксплуатировалась до 1960-х годов.  


02. Конкретно этот паровоз был построен в Брянске в 1903 году. Однако 112 лет! Работал на Московско-Курской, Нижегородской и других железных дорогах России. 


03. Признаться я был поражен географией эксплуатации конкретных паровозов: От Одессы до Владивостока, и от Мурманска до Ташкента.        


04. Практически на всех паровозах расположен герб СССР, помню имеено такой, яркий на электричках и железнодорожных вагонах.


05. Паровозы серии "Э" строились с 1912 по 1957 годы, практически на всех паровозостроительных заводах СССР. Всего было построено более 11 тысяч локомотивов, и это абсолютный мировой рекорд! 


06. Эксплуатационная скорость до 65 км/час, мощность 1400 л.с. (для сравнения "овечка" развивал скорость до 55, а мощность 600 л.с.)


07. Так что - это настоящая рабочая лошадь. Этот паровоз был построен в Харькове в 1935 году. Работал на Ташкентской и Московско - Рязанской железных дорогах.


08.Пассажирский паровоз серии "Су" (Сормовской усиленный). Строились с 1925 по 1951 и использовались в основном как пассажирские паровозы (развивал скорость до 115 км/час). Всего было построено 2684 экземпляра. Интересна история долгой жизни Су 214-10: Построенный Коломенским машиностроительным заводом в 1938 году, работал на Ташкентской, Молдавской, Юго-Восточной железных дорогах до 1975 года!  После списания из парка МПС, использовался в качестве котельной на заводе железобетонных конструкций в подмосковной Ивантеевке. А в 1982 году его установили на постаменте в депо Москва-Киевская, как памятник истории техники, где он и простоял до 2009 года.         


09. Грузовой паровоз серии "ФД" (Феликс Дзержинский). На момент создания серии в 1930 году - был самым мощным серийным грузовым локомотивом в Европе. Развивал скорость до 85 км/час, максимальная мощность 3100 л.с. Всего, в период с 1931 по 1941 годы было выпущено 3211 паровозов ФД.  Представленный здесь экземпляр был построен в 1941 году, и использовался на Свердловской, Южно-Уральской и Московско-Киевской железных дорогах до 1960-х годов. 


10. Есть что-то ускользающее во всех этих громадинах. Когда-то ведь с ними ассоциировались такие понятия как прогресс, современность, будущее... Да... Я не застал в своем детстве (родился в 1978 году) использование паровозов на железных дорогах. Но мои родители хорошо помнят этих шумных монстров, а мои дедушки и бабушки по всей видимости именно с ними связывали "венец технического прогресса"...       


11. Паровоз подобно мне, рожденный в СССР. Помню у меня такая же звездочка была на значке октябренка. )


12. Перед нами первый экземпляр, завершающей, наиболее современной серии отечественных пассажирских паровозов "П36" 


13. Ну не красавец ли? Развивал скорость до 125 км/час!  Длина паровоза с тендером почти 30 метров! Максимальная мощность 3000 л.с.


14. Они обслуживали самые скоростные и престижные линии в СССР, например "Красная стрела"(Москва-Ленинград) и "Россия" (Москва-Владивосток). Всего в период с 1950 по 1956 было построено 251 паровоз, который использовался до 1970-х годов. Поэтапно уступая место электровозам, и смещаясь от центра к Дальнему Востоку. Представляете, всего каких-то 10-15 лет, и технический прогресс полностью поменял вектор направления, превратив "венец технического прогресса" в музейный экспонат.


15. Серия СО "Серго Орджоникидзе". Грузовой паровоз, построенный в 1947 году на Ворошиловоградском (Луганском) заводе (серия строилась с 1934-1951 годы, всего построено 3049 локомотивов). Работал на Северо-Донецкой, Южной и Московской железных дорогах до 1964 года.    


16. А это серия ТЭ, "Трофейный, эквивалентный серии Э",  разработанная в Германии во время Второй мировой войны, как военный локомотив. Более 2000 таких паровозов поступило в СССР после войны в качестве трофейных. Использовались в основном как грузовые (иногда пассажирские) на западе СССР. ТЭ-5415 был построен в 1943 году, на заводе "Фердинанд Шихау" в Польше. В СССР работал в Литовской, Балтийской и Московской железных дорогах.  


17. Раз уж мы заговорили об иностранном производстве, - серия Е(а) "американский", или ленд-лизовский. Е(а)-2450 был построен в 1944 в Филадельфии, США.  Работал в качестве грузового локомотива на Свердловской, Красноярской и Дальневосточной железных дорогах СССР. Технические данные: Скорость - 70 км/час, мощность - 2080 л.с.    


18. Наверное пришло время поговорить немного о пассажирских вагонах.


19. Самый ранний из представленных в музее, построен в Венгрии в 1920-е годы, пассажирский двухосный вагон с открытыми тамбурами.  


20. Поступил в СССР как трофейный после войны. Стилизован под вагон третьего класса западных стран.


21. Немного посолиднее, плацкартный вагон, построенный в 1931 году на Ленинградском вагоностроительном заводе  им Егорова. Во время войны был переоборудован в вагон-кухню для использования в санитарных поездах. 


22. Первый послевоенный паровоз серии П "Победа", построенный в 1945 году.


23. Красивый конечно. Использовался в качестве грузового паровоза на Московско-Рязанской, Северо-Кавказской и Юго-Восточной железных дорогах.


24. По сути однотипный (серии П), паровоз но уже серии Л (названный в честь главного конструктора Коломенского машиностроительного завода Л.С. Лебедянского). Самый распространенный послевоенный паровоз, в основном использовался в качестве грузового локомотива. Л-2342 был построен в 1954 году и использовался на Южно-Уральской и Московской железных дорогах.    


Вы еще не устали от паровозов? Осталось немного... )

25. Серия Э(р) "реконструированный" - последняя модификация грузовых паровозов знакомой нам уже серии Э.

26.Строились по заказу СССР с 1946 по 1957 годы на заводах в Польше, Румынии и Венгрии. Всего было выпущено 2716 паровозов.  Долгожители, кое-где работали до 1985 года.  


27. Этот образец, был построен в 1949 году и работал на Северной, Печерской, Горьковской, Московско-Курско-Донбасской железных дорогах.   


28.Маленький, по сути маневровый промышленный паровоз серии 9П. Эта серия использовалась на вывозной и маневровой работе в промышленности, на станциях, в депо и т.д. Строились с 1936 по 1953 годы. Скорость всего 35 км/час, мощность -320 л.с.  Работал в локомотивном депо Рославль, в Смоленской области.   


29. Ну и последний на сегодня, паровоз серии ЛВ "Лебедянский, Ворошиловоградский" - самой совершенной серии грузовых паровозов выпущенных в СССР.  


30. Выпускались в период с 1955 по 1956 годы. За два года было построено не много не мало - 522 локомотива! Работали до 1970-х, и были выведены из состава МПС далеко не исчерпав своего ресурса. Что тут сказать? Красивый паровоз! Сколько таких стоит и ржавеет на просторах бывшего СССР? Сам видел недалеко от Котласа на Северной железной дороге. Жаль? Да в общем нет, жизнь продолжается, технический прогресс идет дальше. А сохранившимся паровозам - самое подходящее место в музеях. Побольше бы таких площадок, для знакомства с техникой которая возила наших родителей и прародителей.  


31. Эпоха тепловозов и электровозов пришла на смену паровозной тяге. Но об этом поговорим завтра. )


Ну как? Понравилось? ПРОДОЛЖЕНИЕ: От пара к дизелю и электричеству
Tags: Москва, железнодорожный транспорт, музей, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments